Для начала стоит разобраться, насколько важной для россиян культурой является лук?
Лук принадлежит к так называемому борщевому набору, поэтому занимает важное место в рационе россиян. Это традиционный обязательный компонент многих блюд. Издавна известны уникальные и универсальные целебные свойства лука. А наши предки считали его еще и оберегом от нечистой силы.
Итак, чтобы оставаться здоровым и полноценно питаться, нужно в достаточном количестве потреблять лук. К тому же он достаточно дешевый и прекрасно хранится в домашних условиях.
Спрос и предложение лука на рынке. Есть ли баланс?
Высокие цены на лук в сезоне-2010 года (около 15 руб/кг в октябре 2009 г. и 9 руб/кг в апреле) привели в России к «луковому буму». И не удивительно, ведь при высокой рентабельности производства в стране вполне доступны все технологические средства для выращивания этой культуры. Сеять лук начали абсолютно все, даже те, кто был далек от сельского хозяйства. А хозяйства, которые специализировались на выращивании овощей, расширили площади под лук в разы.
Перепроизводство и высокий урожай 2011 года (свыше 2 млн т) спровоцировали резкое падение цены на лук - до 5 руб/кг и ниже. Экспорт лука резко сократился по причине высоких урожаев и в соседних странах. И это при том, что, например, в 2007 году Россия экспортировала лук в 16 (!) стран.
Из года в год площади под лук в России росли. Это привело к тому, что лук просто сгнивал в хранилищах до следующего урожая.
В сезоне-2012, как не странно, площади под лук особо не сократились. Просто фермеры перешли с дорогих гибридных семян на дешевые сорта отечественной селекции, а также стран ближнего зарубежья. Такая ситуация не могла не сказаться на общем урожае лука, а самое главное - на его качестве и лежкости.
Предпочтения отечественных фермеров
В России выращивают озимый лук: ранний (80-90 дней), средний (100-115 дней) и поздний на хранение (более 125 дней). Также лук различают по типам - американский и испанский, хорошо известны цветной лук и лук порей, однако пока что они не занимают значительных посевных площадей. Чем южнее - тем больше фермеры выращивают ранний лук.
Тенденции на рынке лука
Прежде всего, это укрупнение хозяйств, которые занимаются выращиванием лука. Если лет 10 назад на производстве лука специализировались мобильные бригады выходцев из Средней Азии, которые обрабатывали в среднем по 10 га лука, то теперь его выращивание превратилось в серьезный бизнес, построенный на высоких технологиях и полной механизации процесса. В подобных хозяйствах под лук может быть занято по 100-1000 га. Также они имеют современные специализированные хранилища.
В будущем сезоне на рынке останутся профессиональные производители. Многие фермеры откажутся от производства лука или уменьшат площади под него.
На сегодня основным игроком на рынке лука являются оптовые покупатели и торговые сети. Требования, которые они предъявляют к продукции - форма луковицы, стандартные размеры в сетке, то есть лук должен быть отсортован. Основной критерий - длительное хранение и лежкость.
Интересная особенность последних лет - большой лук (диаметром более 9 см) плохо продается в основной сезон (сентябрь-апрель). Идеальный продукт должен иметь не более 7-9 см в диаметре, чешуйки плотно прижаты, золотисто-бронзового цвета. Способы фасовки лука разные: и овощные контейнеры, и овощные сетки.
В целом же, ситуация с луком остается непонятной, ведь неизвестно, как поведет себя правительство в отношении дотаций на овощеводство, что произойдет с арендной платой на землю. Внушает оптимизм рост спроса на лук на внешнем рынке.
Потенциал лука как культуры огромный. При правильном планировании в государстве объемов производства товарного лука производители получат культуру с высокой рентабельностью и возможностью хранения. Ведь эта культура входит в «стратегический набор» овощей.
Следовательно, основная тенденция, которая будет наблюдаться в этом сегменте в ближайшие годы, - переход на новые технологии выращивания и тщательный выбор семенного материала.
Советы профессионалов по выращиванию лука
1. Фермерам нужно оптимизировать полевые работы: подготовку почвы целесообразно проводить осенью. Первым орудием на поле весной должна быть сеялка - это позволит сохранить влагу и получить быстрые дружные всходы. Сеять надо сразу, как только появится возможность выйти в поле. Использовать только качественный, сертифицированный посевной материал.
2. Проанализировав тенденции рынка последних нескольких сезонов, специалисты пришли к выводу: если наладить так называемый луковый конвейер, то можно и в современных условиях неплохо зарабатывать на луке.
Речь идет о получении урожая лука в разные сроки - таким образом налаживается система сбыта, формируется клиентура благодаря постоянному наличию товара у одного производителя на протяжении всего сезона. В таком случае фермер обязательно выиграет в цене на ранней и средней продукции.
3. Заключайте предварительные контракты с покупателями. Если не удается зафиксировать цену, то хотя бы устанавливайте ценовой коридор.
Похожие статьи:
Растениеводство → Выращивание зелени в домашних условиях
Растениеводство → Выращивание лука