Воспитание пчелиной матки

Воспитание пчелиной матки

Как получить здоровую пчелиную семью? Значительную роль в этом играет матка, получающая, в свою очередь, качественные задатки от семьи, воспитывающей ее. Г Ф. Таранов указывает, что «единство матки и ее пчел сложилось исторически, и поэтому они подогнаны друг к другу». До сих пор пчеловодная литература и практика обращают внимание только на воспитание пчелиной матки от состояния одно-двухдневной личинки до запечатывания маточника.

Дальнейшее воспитание маток часто практикуется в нуклеусах различных размеров и даже в микронуклеусах, преследуя исключительную цель оплодотворение магки — и не заботясь о завершении формирования лучших ее качеств, начало которых было заложено при воспитании матки до запечатывания маточника!

В результате этого матки, воспитанные в небольших семейках-нуклеусах и подсаженные в большие пчелиные семьи, с работой не справляются, и семья в ближайшее время закладывает маточники часто не с целью роения, а с целью смены матки.

Обратить внимание на воспитание матки после выхода ее из маточника и после оплодотворения заставил меня такой случай. В один год из пяти хороших маточников, полученных в самой лучшей семье № 5, два маточника я подсадил в сильные семьи № 4 и № 5, содержавшиеся в двух-корпусных ульях, два маточника подсадил во вновь созданные маленькие нуклеусы на двух рамках и один маточник подсадил в ранее существовавший нуклеус на пяти рамках.

При выходе из маточников самая лучшая по внешнему виду матка оказалась в одном маленьком нуклеусе, а остальные четыре матки были в основном одинаковые. Матки оплодотворились и остались в зиму. В начале сезона следующего года матку из маленького нуклеуса, которая казалась самой лучшей, я подсадил в сильную семью № 3, содержавшуюся в двухкорпусном улье, надеясь, что она будет хорошо работать. Оказалось, что в конце мая эта матка начала сеять много трутневого расплода, а семья закладывать маточники.

Другую семью из маленького нуклеуса я соединил с безматочной семейкой на пяти рамках. Проработав половину месяца, семья начала закладывать маточники, а как только я перевел ее в нуклеус на трех рамках, то и тут через три недели были заложены маточники. Две матки, выведенные в сильных семьях № 4 и № 5, содержавшиеся в двухкорпусных ульях, во весь сезон хорошо работали, маточников не закладывали и остались на следующий сезон.

Этот случай заставил меня вести дальнейшие наблюдения над качеством маток, воспитанных после выхода из маточника и после оплодотворения в сильных семьях и в нуклеусах различных размеров.

В течение следующих двух лет я воспитывал маток в сильных семьях, содержавшихся в двухкорпусных ульях от воспитания личинок и до смены их в следующем сезоне. Ни одна семья с такими матками не роилась и маточников не закладывала.

Наряду с этим по три-четыре маточника, воспитывавшихся одинаково, я подсаживал в нуклеусы различных размеров. В них матки воспитывались до оплодотворения, после оплодотворения и оставались в зиму. Весной я подсаживал таких маток в хорошие семьи. В результате наблюдений я получил следующее: матки, воспитанные после выхода из маточников и после оплодотворения в нуклеусах на 1—3 рамках, при подсадке в сильные семьи (особенно в двухкорпусных ульях) через 3—4 недели начинали закладывать маточники. Матки, воспитанные в нуклеусах на пяти и больше рамках, при переводе в сильные семьи работали лучше, чем предыдущие, но часть из них откладывала много трутневых яиц, и семья закладывала маточники.

Сильные семьи как будто «спешат» поскорее сменить матку, подсаженную из нуклеуса. Поэтому она недели две-три усиленно засевает ячейки, из которых процентов 30 выходит трутневого расплода, а потом семья закладывает маточники.

Учитывая вышеизложенные факты, в своей практике при выводе маток я практикую воспитание хороших маточников в лучших семьях, маточники подсаживаю в основные сильные семьи, где матки рождаются, а затем и воспитываются до оплодотворения, после оплодотворения и остаются здесь от одного до двух сезонов.

Однолетних или двухлетних маток я высаживаю из сильных семей на двух-трех рамках в нуклеусы. Там они хорошо работают еще до конца сезона. Особенно ценных маток оставляю как запасных на следующий сезон. В результате этого сильные семьи в двухкорпусных ульях воспитывают высококачественных маток, способных развивать расплод до 14—15 рамок. Такие семьи приходят в роевое состояние реже, а также редко закладывают маточники с целью смены маток. Продуктивность таких семей выше, чем продуктивность семей с матками, подсаженными из нуклеусов.

Не имея возможности производить каких-либо исследований в области внутренних изменений в организме матки при воспитании ее в сильной или маленькой семье, я не могу опровергать выводы П. М. Комарова, указанные В. В. Тряско в статье «Способы получения плодных маток в микронуклеусах», но мои практические наблюдения указывают на то, что воспитание матки не заканчивается в семье-воспитательнице запечатыванием маточников.

После выхода матки из маточника или же сразу после ее оплодотворения в ней заканчивается формирование основного качества — высокой яйценоскости. На это оказывает влияние сила семьи, которая воспитывает для себя матку. 

Похожие статьи:

ПчеловодствоСложности пчеловодства: почему гибнут пчелы?

ПчеловодствоНесколько вопросов о годовом цикле жизни семьи пчел

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Правила пользования ресурсом

Россельхоз в Одноклассниках

Россельхоз Вконтакте

 

Реклама

Реклама на Россельхоз